
«КАМАЗы» против вагонов: кто побеждает в битве тарифов и скоростей? – «Агроэксперт»
Общая доля ж/д транспорта достигает 32–34% на всех направлениях экспорта российского зерна, пишет «Агроэксперт» в обзоре по тему зерновой логистики. Около 90% всего экспорта зерна из России приходится на порты Азово-Черноморского бассейна, рассказали журналистам участники рынка. Такое сосредоточение грузопотоков в одном направлении усиливает конкуренцию среди перевозчиков и приводит к значительным колебаниям стоимости их услуг. На долю железной дороги приходится около 25-27% перевозок, на долю речного транспорта - около 4%, а остальное (около 70%) перевозится автотранспортом.
При этом на рынке автоперевозок зерна устойчивый тренд на существенное снижение тарифов после пика 2023 года. По словам директора Торгового дома Агрохолдинга «СТЕПЬ» Алексея Олешко стоимость автоперевозок на южном направлении снизилась на 43% за последние два года. Тенденцию связывают с тем, что дефицит автомобильных зерновозов сменился их избытком и автомобильный транспорт обеспечивает лучшую скорость перевозок по сравнению с железнодорожным. Стандартно тык было всегда в сегменте перевозок на короткие расстояния до 300 км.
«Переток в сторону автотранспорта наблюдается с начала года в части перевозок на расстояния до 600 км от порта — места выгрузки», — говорит гендиректор Агрохолдинга «СТЕПЬ» Андрей Недужко. При этом железная дорога сохранит свою значимость в экспорте зерна, считает он. «Выбор транспорта для доставки агрогрузов зависит от пункта погрузки и пункта приемки, некоторые пункты обслуживают только ж/д транспорт и наоборот», - цитируют гендиректора журналисты.
При этом отправки зерна по сети РЖД снижаются второй год подряд. По итогам 2024 года погрузка зерна снизилась на 4,6% до 31,2 млн тонн. В январе-мае 2025 года отправки упали уже на 34,8% до 8,9 млн тонн. Это связано с привлекательными ценами на автоперевозки и снижением средней скорости железнодорожных перевозок.
Подробнее читайте здесь.